Тактильный (от
лат. «tactilis» - осязательный) вид ощущений возникает
в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и
дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность и шероховатость,
тепло или холод, характерные для предмета. Таким образом, тактильное восприятие
представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых
человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.
Ребенок с
интеллектуальной недостаточностью не проявляет стремления к тактильному
обследованию предметов и самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями.
Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке,
не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину,
расположение частей, фактуру. Без специально организованной коррекционной
работы тактильная чувствительность у таких детей не развивается.
Органом осязания
служит рука. На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее
количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и
реагирующих на прикосновения к ней. От синхронности движений пальцев обеих рук,
точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных
(обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого
предмета. Следовательно, развитию тактильно-двигательных ощущений будут
способствовать «ручные» виды деятельности:
Ø лепка из глины, пластилина, теста;
Ø аппликация из разного материала (бумага, ткань,
пух, вата, фольга);
Ø аппликационная лепка (заполнение
рельефного рисунка пластилином);
Ø оригами (конструирование из бумаги);
Ø макраме (плетение из ниток, веревок);
Ø рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной
«кисточкой»);
Ø игры с мозаикой, конструктором (металлическим,
пластмассовым, кнопочным);
Ø игры с пазлами;
Ø сортировка мелких предметов (пуговицы,
желуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;
Ø игры с водой разной температуры;
Ø игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным)
и др.
Приведу примеры использования различных
дидактических тренажеров, игр, пособий.
Ø
Сухой душ - шатер из
разноцветных лент, закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты
спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить
сквозь них, касаясь лицом. «Сухой душ» также изготавливают из пластмассовых
разноцветных палочек или из веревочек, сплетенных в перевитые косички и имеющих
равномерно расположенные узелки (типа «макраме»).
Ø
Шариковые ванны
для рук -
большая емкость, наполненная разноцветными пластмассовыми шариками. Шарики для
ванны могут быть одинакового или разного размера.
Ø
Осязательные
ванны -
небольшая коробка, наполненная горохом (бобами, фасолью, желудями и пр.). Поиск
мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.
Ø
Тактильное панно
(сенсорная
панель для рук) - панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей,
изображающих какой-либо сюжет (в данном случае сюжет состоит из таких деталей,
как пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травка и др.). Детали,
отличающиеся по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу, крепятся к основной
панели с помощью различных застежек: кнопок, крючков, пуговиц, липучек и т.д.
Составляя из них сюжетные композиции на панно, дети испытывают разнообразные
тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов,
упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а
в дальнейшем - и по собственному замыслу.
Ø
Разные
по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, махровые рукавички,
колесиковый массажер, массажные мячи и валик используются для самомассажа и
взаимного массажа рук, ног, спины. Для получения вибрационных ощущений можно
использовать электромассажер, электрическую зубную щетку и др.
Ø
Очень
полезны для детей игры из «шершавой» (бархатной, наждачной и др.) бумаги:
«Определи на ощупь», «Найди нужную фигуру». Ребенок многократно проводит рукой
по фигуре, ощупывает ее и называет.
Такие игры рекомендуется проводить с
постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством
взрослого - к самостоятельному выполнению задания ребенком, причем, с закрытыми
глазами.
Один из основных
способов развития тактильных ощущений - дидактические игры. В играх приходится создавать
особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить
ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть
(завязать) ребенку глаза и др.
Приведу примеры игр для развития тактильных ощущений:
Игра «Кисточки»
Взрослый
предлагает ребенку рассмотреть и потрогать кисточки: мягкую большую – для
нанесения макияжа и клеевую жесткую. Затем начинает гладить (щекотать)
кисточкой тыльную сторону руки. Ладонь, каждый пальчик, комментируя действия:
«Глажу мягкой кисточкой. Щекочу жесткой кисточкой».
Игра «Веревочки»
Взрослый предлагает ребенку брать в руки (или
вкладывает в его руки) различные веревочки (пояски от халатов, грубые
хозяйственные веревки, гладкие или рельефные шнуры для штор). Протягивая
веревку через руки ребенка, фиксирует его внимание на удержании веревки в
кулаке, комментирует свои действия. При многократном выполнении упражнения стимулирует
ребенка к совершению самостоятельных действий
Игра «Поиграем с
тестом»
Взрослый подготавливает тесто из
муки и соли в пропорции (1/1). Раскрашивает его с помощью любого природного
красителя. Предлагает потрогать тесто руками, похлопать, погладить его,
отщипнуть кусочек. Все кусочки, которые удается отщипнуть ребенку,
выкладываются на тарелку. Варианты предлагаемых действий: разминать тесто
руками, вдавливать кулак, палец в тесто, раскатывать кусок тесто руками.
Аналогичное упражнение можно провести с желе, глиной,
пластилином, пластиком
Игра «Сухие
материалы»
Взрослый предлагает ребенку
рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, закопать
ручки в рисе, просыпает его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка
на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки и
сыпать его на поднос, руку, в чашку и др.
Аналогичное упражнение можно
провести с песком; мукой; фасолью, макаронами, опилками.
Игра «Веселый
массаж»
Взрослый выдавливает крем на левую
руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев и в
обратном направлении, размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем
меняет руки. Все движения сопровождаются словами:
С горки - бух!
(движение от локтя к пальцам руки) На горку - ух! (движение от кончика
пальцев до локтя). По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к
самостоятельным действиям.
Игра
«Поймай игрушку»
Цель: определение места прикосновения к телу.
Оборудование: мягкая игрушка «киска» («мокрая» рыбка,
колючий ежик и пр.).
Содержание: ребенок закрывает глаза. Взрослый
касается разных частей тела ребенка игрушкой («киской») и просит его
определить, где «киска».
Игра
«Чудесный мешочек»
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.
Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной
формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые
буквы и цифры и др.).
Игра
«Узнай фигуру»
Цель: нахождение геометрической фигуры на
ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.
Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора
плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы,
квадраты, треугольники и т.д.).
Содержание: в непрозрачном мешочке лежит набор
геометрических фигур. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком.
Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую
указал взрослый.
Сенсорная тропа для ног
Цель: развитие тактильной чувствительности
ступней ног.
Оборудование: «сенсорная тропа» - дорожка из
ковролина, на которой с помощью липучек закреплены отличающиеся по фактуре
«кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки,
кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и т.д.) или расположены следы
правой и левой ног, вырезанные из различной ткани.
Содержание: взрослый предлагает ребенку пройти по
«сенсорной тропе» босиком или в тонких носках.
Для организации
обучения и воспитания детей с проблемами развития очень важно вызвать и
поддерживать у них интерес к окружающему.
Игра тем понятнее и привлекательнее для ребенка с
интеллектуальной недостаточностью, чем ее содержание ближе к его личному
жизненному опыту. В связи с этим содержание предлагаемых игр необходимо строить
в опоре на имеющиеся у ребенка знания и опыт деятельности. Таким образом, они
будут актуальны, доступны и интересны для ребенка на данный момент. Благодаря
этому игры будут способствовать уточнению, закреплению и расширению
собственного действенного и чувственного опыта детей, обеспечивать развитие
умения применять имеющиеся знания и умения в новых ситуациях, для решения
разнообразных проблемных ситуаций.
Любая игра должна доставлять ребенку
много радости: как от самого его процесса, так и от результата, к которому
приводит выполнение игровых действий. Радость и удовольствие от участия в игре
ребенок с интеллектуальной недостаточностью испытывает не сразу. Зачастую
проходит достаточно продолжительное время, когда у ребенка возникают
положительные переживания от собственной деятельности. Ускорить этот процесс
может эмоциональная ангажированность взрослого, который всеми доступными для
него средствами (речь, мимика, пантомимика) старается вызвать у ребенка
положительный настрой, эмоциональные реакции (улыбку, смех, удивление и др.).
Такое яркое эмоциональное сопровождение взрослым игры постепенно приучает
ребенка к тому, чтобы самому проявлять эмоции во время выполнения игровых
действий. В процессе игры ребенок всегда достигает успеха, что постепенно
развивает в нем чувство уверенности в собственных силах и возможностях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий