Пространственно-временная ориентировка

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Пространственно-временные представления лежат в основе формирования высших психических функций и эмоциональной жизни человека. 
Недостаточно сформированные пространственные и квазипространственные представления у ребенка напрямую влияют на уровень его актуального интеллектуального развития.
Формирование пространственно-временных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе.
 Проблема ориентировки человека в пространстве достаточно многогранна. Она включает как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений. В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положение относительно ориентирующегося. 

Простейшие формы ориентировки в пространстве, связанные с переходом к вертикальному положению, развитием предметных действий, формируются уже в младенческом возрасте (В.Е. Бушурова, Н.И. Голубева и др.). К трем годам у ребенка складывается системный механизм пространственной ориентировки, в котором зрение, кинестезия, статико-динамические ощущения выступают в определенных взаимосвязях.

Выделяются  следующие уровни пространственно-временной ориентировки
 (А. В.Семенович; И.Я.Семаго, М.М.Семаго):
I уровень — ориентирование в пространстве собственного тела (схема собственного тела);
II уровень — ориентирование в пространственном расположении объектов по отношению к собственному телу;
III уровень — понимание взаимоотношения объектов в пространстве относительно друг друга;
IV уровень — овладение квазипространственными представлениями (количественными пространственно-временными понятиями и их соотношениями, а также собственно лингвистическими представлениями).
В основе выделения представляемых уровней лежит последовательность овладения ребенком в онтогенезе пространственными представлениями и умениями ориентироваться в пространстве. Нельзя рассматривать выделенные уровни автономно. Формирование и развертывание во времени пространственных представлений осуществляется системно, в определенной последовательности и связано с развитием произвольности психической активности и эмоционально-аффективной сферой.
 Положительные результаты даёт использование физкультминуток соответствующего содержания, например:
Правой ножкой топ-топ,
Правой ручкой хлоп-хлоп,
Правый глаз сейчас закроем,
Отдыхает правый глаз,
Щёчку правую с тобою
Мы потрогаем сейчас,
Протяни теперь, дружок
Руку правую в кружок.
Большое значение имеют игры на построение и перестроение детей, перемещение в пространстве групповой комнаты («Робот», «Самолёты» и др.), игры с предметами («Куда пойдёшь, что найдёшь», «Найди клад» и др.).
Важнейшей задачей формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальными нарушениями является развитие пространственного и конструктивного мышления. Пространственное мышление включает в себя умения строить модель и выполнять её преобразования по заданным параметрам (перемещение, трансформация). Под конструктивным мышлением понимают умение представлять весь объект в комплексе и соотношение его частей. Для этого широко используются конструктивные игры с использованием современного   дидактического материала: палочки Кюизенера, кубики Никитина, «Прозрачные льдинки» Воскобовича, геометрические игры-головоломки («Танграм» и др.), геометрическая мозаика. При этом детям даётся много заданий, связанных с трансформацией изображения (например, сложи самолёт так, чтобы он летел в правую сторону, влево, вверх, вниз).
Одной из важнейших задач формирования пространственных представлений является ориентировка на листе бумаги. При этом важно осуществить переход от вертикальной поверхности к горизонтальной. Сначала отрабатывается верх-низ, потом право - лево, затем отрабатываются углы. В подготовительной группе ведётся работа с таблицами, осуществляется сканирование пространства сверху вниз и слева направо. Работа в клетке - только в подготовительной группе. Широко используются различные игры на плоскости листа («Муха», «Засели дом» и др.).
Подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что наиболее важными приемами работы по развитию пространственных представлений у детей с  интеллектуальной недостаточностью являются:
  •  опора на наглядность ситуации;
  •  широкое использование двигательных, ритмических упражнений, упражнений на построение и перестроение;
  • практическая деятельность с конкретными предметами;
  • использование дидактических игр разного содержания и разнообразного наглядного материала;
  •  создание игровых и проблемных ситуаций для обеспечения интереса ребёнка.





Комментариев нет:

Отправить комментарий