ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Пространственно-временные представления
лежат в основе формирования высших психических функций и эмоциональной жизни
человека.
Недостаточно сформированные пространственные и
квазипространственные представления у ребенка напрямую влияют на уровень его актуального
интеллектуального развития.
Формирование пространственно-временных
представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и
его дальнейшего обучения в школе.
Проблема
ориентировки человека в пространстве достаточно многогранна. Она включает как
представления о размерах, форме предметов, так и способность различать
расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных
отношений. В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний,
размеров, формы, взаимного положения предметов и их положение относительно
ориентирующегося.
Простейшие формы ориентировки в
пространстве, связанные с переходом к вертикальному положению, развитием предметных
действий, формируются уже в младенческом возрасте (В.Е. Бушурова, Н.И. Голубева
и др.). К трем годам у ребенка складывается системный механизм пространственной
ориентировки, в котором зрение, кинестезия, статико-динамические ощущения
выступают в определенных взаимосвязях.
Выделяются следующие уровни
пространственно-временной ориентировки
(А. В.Семенович; И.Я.Семаго,
М.М.Семаго):
I уровень — ориентирование в
пространстве собственного тела (схема собственного тела);
II уровень — ориентирование в
пространственном расположении объектов по отношению к собственному телу;
III уровень — понимание взаимоотношения
объектов в пространстве относительно друг друга;
IV уровень — овладение
квазипространственными представлениями (количественными
пространственно-временными понятиями и их соотношениями, а также собственно
лингвистическими представлениями).
В основе выделения представляемых
уровней лежит последовательность овладения ребенком в онтогенезе
пространственными представлениями и умениями ориентироваться в пространстве.
Нельзя рассматривать выделенные уровни автономно. Формирование и развертывание
во времени пространственных представлений осуществляется системно, в
определенной последовательности и связано с развитием произвольности
психической активности и эмоционально-аффективной сферой.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий